Радиолюбительские технологии, схемы, хобби, проекты, разработки

Щелочной медно-хлоридный раствор травления


Комментарии: 8Просмотров: 8241

Раствор для травления

Для изготовления печатной платы методом металлорезиста, нужен специальный раствор для травления меди. Этот раствор должен быть селективен к олову, которым покрыта плата.

Далее приведен примерный рецепт данного раствора.

Приготовление раствора травления

Приготовление щелочного медно-хлоридного раствора травления, реактивы из расчета на 1 литр раствора.

CuCl₂•2H₂O (хлорид меди 2) - 80 гр.
NH4Cl (хлорид аммония) - 120 гр.
NH4OH (25%) (аммиак водный 25%) - 450 мл.
(NH4)2CO3 (карбонат аммония - аммоний углекислый) - 25 гр. или NH4HCO3 (аммоний углекислый кислый) - 25 гр.

Растворяем все это дело на свежем воздухе, так как 25% аммиак "режет уши". grrr

1. Берем 150 мл. воды, растворяем в ней 80 гр. хлорида меди CuCl₂•2H₂O, затем добавляем туда 25 грамм карбоната аммония (NH4)2CO3 или NH4HCO3

2. Берем 200 мл. воды, добавляем туда 450 мл. аммиака водного NH4OH (25%), затем растворяем в этом растворе 120 грамм хлористого аммония NH4Cl.

3. Смешиваем растворы 1 и 2 путем вливания первого раствора во второй.

4. Доводим объем раствора водой до 1 литра.

Данная статья опубликована на сайте whoby.ru. Постоянная ссылка на эту статью находится по этому адресу http://whoby.ru/page/shhelochnoj-medno-hloridnyj

Читайте статьи на сайте первоисточнике, не поддерживайте воров.

Как пользоваться раствором травления

Пользуемся так, наливаем в емкость нужное количество травителя, кидаем туда платку и накрываем крышкой.

Хоть 25% аммиак и разбавлен водой, запах все равно присутствует.

Регенерация раствора

Сам раствор регенерируется путем продувки через него воздуха (от аквариумного компрессора).

Характеристики раствора травления

Данный раствор травления не реагирует с оловом, что позволяет применять олово в качестве металлорезиста.

При комнатной температуре, платка вытравливается за 20..25 минут. При температуре 50 градусов, травление происходит за 4..5 минуты (но дома без вентиляции лучше не греть).

Ускоренное видео травления платки в этом растворе.

Всем удачных плат. smile

Статью написал: Admin Whoby.Ru

Комментариев: 8

1Аноним23-08-2022 21:58

Добрый день

я попробовал изготовить плату по технологии металлорезиста и мне показалось что раствор травит очень неторопливо - у меня на травление ушло около 15 минут. Возможно у меня осталось слишком много меди.

Так как я изготавливал плату по данному способу впервые и побоялся стравить слишком много меди перед предварительной затяжкой. Как Вы рекомендовали - сделал раствор азотки с водой 1:1 бросил кусочек текстолита, протравы у меня появились на 51 секунде соответственно 30% времени я отнял (но это наверное очень много).

Во вторых у меня блок питания 5 ампер максимум. Для затяжки моего куска платы нужно 13,8 А 10 минут. Но я гальванику проводил 30 минут при токе в 3 раза меньше. Насколько это критично?

Ну и последнее: для приготовления раствора я использовал NH4HCO3 (аммоний углекислый кислый) - 25 гр.

Но так как я не знал что будет такая активная реакция при смешивании с хлоридом меди, часть реактива в виде пены пролилась.

Соответственно я не знаю сколько пролилось, в итоге у меня количество NH4HCO3 (аммония углекислого кислого ) да и хлорида меди в растворе получилось немного меньше.

Не мог ли недостаток аммония с хлоридом меди увеличить время травления?

Или все-таки я не правильно рассчитал время стравливания

Заранее очень признателен

2Admin24-08-2022 13:08

Гальванику я делаю 1 час током плотностью 2 ампера на дм. кв.

Например если плата имеет площадь 1,3 дм. кв., то ток на источнике нужно выставить 1,3 * 2 А/Дм2 * 2 стороны = 5,2 ампера. За один час гальваники нарастет слой меди примерно 20..25 мкм.

В раствор травления я добавлял NH4HCO3 (аммоний углекислый кислый), никакой реакции с хлоридом меди не было. Не знаю, по рецепту правильно добавлять (NH4)2CO3 (карбонат аммония - аммоний углекислый), но у меня его не было и я добавил NH4HCO3 (аммоний углекислый кислый) и с ним прекрасно работает, поэтому я его и указал в рецепте дополнительно.

Почему травит медленно, я не могу сказать, наверно из за того что "вылилось" немного.

3Аноним31-08-2022 22:03

Я еще раз посмотрел формулу В рецепте используется CuCl2 (хлорид меди 2). А я купил Хлорид меди (II) дигидрат CuCl₂•2H₂O. Почему-то в химмаге не было CuCl2 (хлорид меди 2). Может реакция из-за этого такая пошла с NH4HCO3 (аммоний углекислый кислый).

И можно ли в этом рецепте использовать дигидрат?

4Admin31-08-2022 22:11

Нужно подправить рецепт, конечно же используется CuCl₂•2H₂O.

Я не помню, было ли у меня выделение углекислого газа или нет. По формуле реакции, вроде не должно.

(NH4)2CO3 + CuCl2 → 2NH4Cl + CuCO3

Если только в хлориде меди присутствуют остатки соляной кислоты, то CO2 будет выделяться.

(NH4)2CO3 + HCl = H2O + CO2 + NH4Cl

5RomeoVar31-08-2022 22:21

Вы уж простите мои ламерские вопросы. У меня с химией всегда было плохо.

Еще один вопрос - можно ли как-то этот раствор исправить?

Жалко все-таки дороговаты реактивы чтобы их так, в утиль.

6Admin31-08-2022 23:23

Я не уверен, но можно попробовать размешать раствор 1. Затем четверть этого раствора добавить к раствору травления.

Так а сколько травится новый кусочек текстолита 18 мкм в этом растворе, я так и не понял?

Вот цитата из статьи..

При комнатной температуре, платка вытравливается за 20..25 минут. При температуре 50 градусов, травление происходит за 4..5 минуты (но дома без вентиляции лучше не греть).

7Аноним01-09-2022 14:06

Завтра попробую - скажу. Блин, у меня советский текстолит СФ-2-35г. У него толщина слоя наверное не 18, а 35мкм?

Соответственно время травления будет раза в 2 дольше и соответственно стравливать (при технологии металлорезиста) нужно дольше?

То есть в статье указано что от времени появления проплешин отнять 30%. Но это скорее всего для толщины слоя 18мкм.

Если у меня проплешины появлялись через 53 секунды то 53/35(моя толщина меди) = 1,5 сек/мкм. значит 1,5*5 = 7,5сек. 53-7,5 = 45,5 секунды, а это не 30 а 15% нужно отнять.

То есть у меня наложилось 2 фактора - я меньше стравил И большая толщина слоя.

Попробую еще раз и с подогревом и расскажу